Электроника является одним из относительно молодых, но тем не менее
очень популярным и продвинутым направлением в музыке. Через неё прошли
практически все наиболее популярные музыканты (и не только музыканты)
нашего времени. Трудно встретить человека, не увлекавшегося в свое
время хаусом, джанглом, диско в конце концов... И все бы хорошо, но все
не вечно под луной, в том числе и хаус. Чем больше народные массы
"погружались в хаус", тем больше становилось желающих внести в него что
нибудь свое, необычное, нигде доселе не встречаемое, а если и имеющее
место быть, то уж точно не в таких сочетаниях. И, поверьте мне,
эксперементов было очень много, как удачных, так и не очень... Мы не
стали останавливаться на направлениях хауса, которые не имеют в себе
какой либо весомой спецефичности, поэтому мы привели вaм в этом разделе
наиболее удачные эксперементы в этом направлении. По возможности, мы
постарались привести к статьям рекомендации наиболее известных в этом
направлении исполнителей.
Acid House Второе чикагское поколение
экспериментировало с более психоделическим звуком несколько ускоренного
синтезатора Roland TB303. Этот инструмент является культовым, именно
ему эйсид хаус обязан своим необыкновенно теплым, "фанковым" звучанием.
Эйсид-хаус - это поп-музыка будущего, быстрая, по-настоящему резкая и
радостная. Отличается от других хаусов более высоким темпом и
отсутствием вокала. Вероятно "Эйсид гимном" являются кислотные треки от
Phuture. В самом конце восьмидесятых этот стиль уходит в глубокий
андеграунд, чтобы создать новые стили - очень-очень быстрый хардкор,
дип эйсид, усыпляющий сознание (но не ноги) транс и габбу -
очень-очень-очень быструю производную хардкора (за 200 ударов в
минуту).
Artkore Массовое применение на рэйвах начала
девяностых психостимуляторов сместило у постоянных посетителей такого
рода мероприятий границу панической реакции. Как говорят многие
музыкальные критики, artkore - это всего лишь иная форма развития
"панической культуры". Сэмплы сирен, звуковые "ловушки" и экспрессивная
манера MC - вот что создавало и создает соответствующую атмосферу
арткоровых и хардкоровых вечеринок и рэйвов. Для примера можно даже
взять известный хардкоровый трек "Start The Panic". Древнегреческая
интерпретация слова "паника" несколько отличается от сегодняшнего его
понимания. Тогда под паникой понималась передача экстатического
состояния. Это взял на вооружение ряд известных ди-джеев и музыкантов,
работающих в стилях, близких к хардкору, и в частности SPEEDY J
полностью изменили дух рэйв-культуры - от настроения радости и
всеобщего счастья до разновидности агрессивной эйфории. Для создания
соответствующего настроя использовалось множество музыкальных и
звуковых приемов. "Artkore - это пронзительные средние и высокие
частоты и колеблющиеся и мощные басы. Вокальные сэмплы ускорены до
78BPM, используются различные визги и вскрики, которые на самом деле
являются сэмплами таких известных девиц, как Kate Bush, Lisa Gerrard,
Liz Cocteau или Stevie Niks". Часто используются дабовые басы для
пробивания внутренностей слушателей и сведения их с ума с помощью
синкопированных ритмов со смещенным центром. Для еще большей
"шизофрении" частенько применяются значительно ускоренные хип-хоповые
лупы. "Синкопирование в арткоре - это радикальный ответ на
запрограммированные компьютерные ритмы британского техно." Арткор - это
музыка, которая проповедует интенсивное ускорение, ускорение без
объекта ускорения. Исчезновение концентрированной идеи или объекта,
которому уделяется соответствующее внимание, приводит к тому, что
многие считают арткор "культурой аутентичного счастья". Такую музыку
можно лучше понять на неврологическом уровне, а не как культурный
феномен. Она упраздняет роль культурных посредников. Практически полное
отсутствие текстов позволяет интерпретировать музыку как есть, без
всяческих двусмысленностей и ошибочных впечатлений. Слушателю здесь не
диктуются никакие модели поведения, никакие образы и никакие идеи.
Каждый находит для себя что-то сам. Арткор - это намеренно плоская и
одномерная музыка. Оне не призвана завлекать человека в дебри звука и
заставлять его путаться в собственных оценках. В конце шестидесятых -
начале семидесятых британские группы намеренно извратили блюз, а их
американские клоны извратили их извращение, после чего и появился
хэви-метал. В конце восьмидесятых черные еврофилы из Чикаго и Детройта
взяли teutonic electronic music и экстрагировали из нее acid house и
techno. В начале девяностых британская молодежь взяла хэви-метал, трэш
и смешала их с техно, хаусом, хип-хопом, в результате чего и появился
мутант, названный арткором. Здесь нет песен. Банальные клавишные
мотивы, террористические тембры синтезаторов, эпилептические спазмы
бита... Как и в авангардной музыке, арткор отвергает разработку и
развитие мелодий в пользу репитативности, атональных звучаний и шумов.
Резкость, прямолинейность и бескомпромиссность свойственны сегодняшнему
миру. Быстрый темп жизни, сверхзвуковые и космические скорости
вынуждают ускоряться и музыку. Все это вполне закономерно. И стоит
отдать должное создателям стиля, ведь у них получилось то, что они
хотели.
Ambient Ambient, в переводе с английского -
окружающее, обволакивающее. В музыку этот термин ввел Brian Eno.
История гласит следующее - Eno попал в больницу, где провел достаточно
длительное время прикованным к постели, и в какой-то из моментов он
обнаружил, что в результате то ли усталости, то ли ослабленности из-за
болезнм, что его внимание было какое-то рассеяное. Совершенно
неожиданно он осознал, что воспринимает шумы за окном его палаты как
какую-то музыку - отголоски звуков города сплелись в подобие
мелодической структуры. Он стал с этим эксперементировать -
прислушивался, смешивал в воображении еще с чем-то. После выписки из
больницы, он вернулся к работе,и стал эксперементировать с
магнитофоном. Он выставлял микрофон во двор, носил его с собой и
записывал разнообразные звуки окружающей среды, но не дождь, не гром и
т.п., это уже делалось, а именно какие-то отголоски протекающей жизни.
Все это он обрабатывал, микшировал и сводил. Полученные саундскейпы
вылились в конце концов в серию работ под названием Ambient. Так в 70-х
годах, в музыке появился термин ambient. Безусловно стоит различать
классический и электронный эмбиент. По-крайней мере то что создал Brain
Eno справедливо считать классическим эмбиентом. В силу того что данный
текст посвящен электронной музыке, то стоит больше уделить внимания
именно электронному эмбиенту. Который как это ни странно, почти совсем
не похож на то что придумал Brian Eno. Если прародитель использовал
шумы из окружающей его жизни и не много звуков акустических
инструментов, то современный эмбиент это слошное использование
электроники. Если вы слышите медленную, спокойную и обволакивающую
электронную музыку при полном отсутствии ритма, то с очень большой
вероятностью ее можно отнести к эмбиент музыке. Тягущие электронные
пассажи могут вырисовывать мелодию. Шумовые саундскейпы могут дополнять
общую картину для создания специальной музыкальной атмосферы.
Отдаленные бульканья, обрывки фраз, ревеберации, все это очень часто
присутсвует в эмбиент музыке. Из тех кто создает и развивает эту музыку
в наши дни, особенно стоит отметить лейбл Fax Records, во главе
которого стоит Pete Namlook (Pete Kuhlmann). Этот лейбл собрал в свои
ряды не малое количество талантливых музыкантов, занимающихся на самом
деле самой разной музыкой. Pete Namlook успел практически со всеми ними
сделать совместные альбомы (Terre Thaemlitz, Geir Gennsen, Johan Sharp,
Tetsu Inoue, Oliver Lieb, Richie Hawtin, Bill Laswell, Klaus Schulze,
Steve Stoll, etc), помимо своих сольных, а так же небольшого количества
сольных альбомов своих коллег по лейблу (Redeye, Tetsu Inoue, Daniel
Pemberton, David Moufang, Robert Musso, Oscar Sala). Количество дисков
выпущенных лейблом подбирается к 200, и надо заметить что все они в той
или иной мере заслуживают внимания.
Breakbeat Брэйкбит ("ломанный" бит) стилистически
окончательно сформировался в 1994 году. Местом его рождения принято
считать Великобританию, а основными городами, где этот стиль
первоначально получил наибольшее распространение, являются Лондон и
Бристоль. Скорее всего стремительный рост популярности брэйкбита был
вызван тем, что к тому времени люди уже несколько устали от порядком
приевшегося хаус–бита. Также на популярность очень сильно повлияло и
то, что в брэйкбите часто применяются фанковые грувы, а весьма заметное
влияние хип–хопа не заметит только глухой. Основным критерием для
определения брэйкбита являются чистые, практически ничем не
обработанные барабаны и перкуссия (за исключением разве что компрессии)
и стандартный ритм 4/4. Сольники чаще всего ударяют на вторую и
четвертую долю. Также в ритме может быть несколько дополнительных
сбивок. Если говорить простым языком, то ритмическая основа брэйкбита
строится на смещении доли (синкопировании) некоторых ударных или всего
куска ритма. Чаще всего синкопирование происходит на третьей доле.
Впервые исторически этот метод применили барабанщики Джеймса Брауна.
Необходимо отметить, что брэйкбит — это лишь общая классификация всей
той музыки, которая использует описываемую выше ритм–структуру (разве
что за исключением хип–хопа, который появился раньше). Далее мы
рассмотрим основные стили электронной музыки, использующие брэйкбитовую
основу.
Club House Эти ответвление пришло в начале 90-х,
когда волна коммерческой музыки захлестнула Европу. Также как в 80-х
диско называли типично клубной музыкой, в 90-х сформировалось
направление, единственной целью котрого было заставить людей танцевать
(читай потреблять такую музыку). Говоря проще,основа осталась той же,
что была описана в начале данного повествования, однако были удалены
все неблагозвучные мелодические сочетание, вокал сделался более
"сладким", "сложные" для восприятия рядового слушателя синкопы также
были отброшены. В результате получилась простенькая и доступная музыка
с незатейливым ритмом и простой аранжировкой. Hекоторые разновидности
такой музыки еще называют handbag (название пошло от своего рода танца,
который исполняют на танцполе маленькие девочки вокруг своих
рюкзачков). Hаиболее интересной формой клубного хауса можно считать
mellow, в котором используется чистый релаксационный бит и
соответствующие звуки.
Garage В то время как чикагские ди-джеи
экспериментировали с драм-машиной нью-йоркские ди-джеи в стенах клуба
Paradise Garage подруководством Larry Levan родили другое, не
уступающее в популярности на танцполе хаусу направление - гараж
/Garage/ (по названию клуба). Большойвклад в дело строительства гаража
внесли также музыканты из Нью-Джерси. На дворе стояла середина
восьмидесятых. Что такое гараж - это прежде всего вокал в духе соул, а
затем бит. Гараж - это глубокая клубная музыка с корнями в
ритм-н-блюзе. Послушайте примадонну британского отделения гаража -
Ultra Nate и вы почувствуете что такое гараж.
Detroit house Самое стаpое и тpадиционное течение.
Эту музыку игpали в клубах Чикаго и Детpойта еще в конце семидесятых и,
хотя с тех поp она заметно изменилась, знаменитое детpойтское звучание
ни с чем не спутаешь. Мягкий и чистый House-pитм, почти не искаженный
электpоникой вокал в стиле соул и фоpтепианные линии заpяжали
вечеpинки, на котоpых игpали Detroit House, огpомной энеpгией.
Happy hardcore Happy hardcore — попсовая и наиболее
танцевальная вариация на тему хардкора. Детские голоски, слащавые
мелодии, все тот же быстрый бит, который, однако, смягчен различными
коммерчески рентабельными и модными синтезаторами. Типичными
представителями этого направления явлются такие группы, как SCOOTER,
Charlie Lownoise & Menthal Theo. Совсем недавно появилось новое
течение, которое также относит себя к ветви хардкора. Родителем этого
течения стал лейбл Digital Hardcore Recordings, одним из
отцов–основателей которого является небезызвестный Alec Empire. Я бы не
сказал, что та музыка, которая делается на этом лейбле, является
техно–хардкором. Их роднит только одно — обилие грязного помойного
саунда, использование жесткой ритмики и вокала через дисторшн.
Идеологическая база у ребят с DHR более сильная и глубокая, да и музыка
пооригинальнее. Типичными представителями лейбла DHR являются: SHIZUO,
EC8OR, ATARI TEENAGE RIOT, BOMB20. В заключение хочется добавить, что
не стоит путать цифровой техно–хардкор с гитарным хардкором. Это
достаточно разные вещи, и методика создания и построения у них сильно
отличается.
Speed garage 1996 год, а особенно 1997 стали
временем рождения и активного разрастания speed-garage в музыкальном
мире. Сначала Соединенные Штаты, затем Страна техно-андерграунда -
Англия, и вскоре весь мир стал двигаться под ритмы speed-garage. Здесь
стоит пояснить, что speed-garage уже в начале стали ассоциировать с
новым рождением американской традиционной хаус - музыки. Такие
музыканты и ремиксеры, как Todd Terry, Mousse T, Mood II Swing, Boris
Dlugosch, Todd Edwards, принесли новое звучание музыке garage, которое
любят называть speed-garage. Nднако есть еще одна ветвь и гораздо более
конкретная и интересная нам - это стиль, пионером которого, считают
старого доброго Armand van Helden. Холодная весна 1997 года подарила
нам ремикс на Sneaker Pimps "Spin Spin Sugar". Это стало началом
специфического экспериментального хауса, который из экспериментального
быстро перерос в мощное танцевальное движение, по праву названное
модным словечком speed-garage. Характеризующие черта - басс-линия,
буквально оккупирующая передний план музыкальной картинки и задающая
энергичную подкачку ритма и атмосферы на танцполе, и именно благодаря
этой черте speed-garage стремительно популязируется по всему миру.
Кстати, наверное, поэтому некоторые называют speed- garage
"танцевальной смесью хауса и джангла". Вокал более электронный , чем в
garage (обработан вокодерами и другими фильтрами). Еще одна черта
speed-garage - это многочисленные и/или продолжительные участки на
которых отсутствует бит и которые иногда служат прелюдией ко второй
части композиции, заставляя танцующих взбодриться нарастающей волной
перебивки и накалением атмосферы на танцполе). Speed Garage является
отличным клубным танцевальным гибридом старого и нового и уже сейчас
по-немногу штурмует отечественные тацполы, но очень вяло из-за самой
характерной черты нашего народа - чрезмерного консерватизма к
танцевальной музыке. Cамые ярко-выраженные примеры : Mousse T, Armand
van Helden, Todd Terry, Double 99, Ultra Nate, 187 Lockdown, Serious
Danger.
Trance Это нечто среднее между амбиентом и
эйсид-хаусом. Транс значительно безопаснее для барабанных перепонок,
чем любое техно, но под него можно отлично танцевать. Цель этой музыки
- перенести тебя в другие миры посредством движения. Пластичный и
четкий, очень "космический", транс редко преодолевает отметку "150 bpm"
(150 ударов в минуту).